Реставрация эмали в домашних условиях.

Довольно частая проблема – сколы на эмали . Поиски реставратора не приводят к должному результату – цена пары точек на серебряной солонке или золотом кольце (а сколы эмали на столовом серебре вообще обычное дело) совершенно неадекватна и сильно завышена.

реставрация эмали в домашних условиях как отреставрировать эмаль

золотое кольцо с голубой эмалью до реставрации

И понятно почему – «чтобы отреставрировать часть эмали на изделии, приходится счищать всю область, наносить заново и запекать (при огромных температурах)». Это все со слов реставраторов, коих мне удалось найти. Овчинка выделки не стоит и велика опасность повредить как весь предмет целиком, так и его “живые” эмалированные части. Значит, приходится реставрировать холодной эмалью.
И это только первый заусенец. Второй – лучше покажу наглядно (а позже расскажу страшилку, как появляются такие сколы на кольцах, следите за обновлениями) – подобрать нужный цвет ювелиры из ларьков не умеют. Вот так изуродовали чудесное золотое кольцо 56 пробы с насыщенной красивой голубой эмалью, превратив ее в грязно-серое месиво.
как реставрировать эмаль самому дома

золотое кольцо 56 с эмалью после раставрации


Что делать-то? Как всегда будем искать простые и доступные способы нанесения и имитации эмали в домашних условиях своими руками.
Покупаем в магазинах для художников черную эмалевую краску по фарфору (годится и для металлов) на органическом растворителе и наносим в места сколов. Большой минус – такая реставрация обратима – легко снимается растворителем.
Как вариант, в магазинах для ювелиров есть специальная холодная эмаль всевозможных цветов именно для металлов, к ней отвердители разные: для выпуклых поверхностей и гладких. Специальная стиралка есть. Минусы очевидны – такие эмали далеко не дешевые, банки здоровенные, с одним цветом от 600 руб + то се еще 1500, не забудьте добавить специальный аппликатор для нанесения. Раньше были наборы из 12 цветов американские, их перестали возить, т.к. какой-то компонент нельзя доставлять самолетом (что-то ядовитое нашли).
А если нужно добиться нужного цвета, то, как минимум, 2-3 смешивается.
К слову, если все-таки эмаль делать по правилам, то одна только печка для горячих эмалей, от 90 000 руб, хотя в случае с легкоплавкой эмалью вполне можно обойтись и лабораторным муфелем. Но сразу работать с эмалью под обжиг опасно, важно знать, при какой температуре обжигалась старая эмаль (ясно, что мы этого уже никогда не выясним), если изделие содержит более легкоплавкую эмаль, чем та которую мы будем наносить, то она вскипит и пойдет пузырями.
Простой и дешевый способ, доступный дома и не требующий особых навыков, кроме аккуратности, 2-х компонентная эпоксидка “Poxipol”(холодная сварка, прозрачный), нужно в один из компонентов до смешивания добавить тушь спиртовую или чернила чёрные ( или нужного вам цвета) из гелиевой ручки (чуть-чуть), смешать и очень быстро нанести на место, можно зубочисткой, излишки сразу снять, мокрым пальцем выровнять “за под лицо”.
Ждать отверждения. Предварительно попробовать на чём-то, чтобы не испортить.
Полезные совет по реставрации сколов камня ( например станина часов из черного аспида). Опять вариант с эпоксидным двухкомпонентным клеем, который в свободной продаже в любом хозяйственном или автомобильном магазине. Смешиваем отвердитель с компонентом и добавляем графит, смешиваем до густой консистенции, добиваясь насыщенного черного цвета. После высыхания – полировка суконкой.
Если вам известен еще какой-то простой и легко-выполнимый способ реставрации эмали на металле (серебре, золоте) или еще на чем, поделитесь, пожалуйста, возможно кто-то спасет шедевр или милый сердцу старинный предмет, сказав вам человеческое спасибо.

Для тех, кто считает свои руки золотыми, могу посоветовать почитать следующие очень интересные статьи:

Реставрация веера в домашних условиях.

Реставрация и чистка живописи – картин

Реставрация фарфора и позолоты в домашних условиях.

Чем и как лучше чистить бронзу.

Определение подлинности серебра бытовым способом в домашних условиях.

Патинирование (чернение) серебра.

Китайская перегородчатая эмаль. Клуазоне.

Французская горячая выемчатая эмаль – техника Champleve (шамплеве)

Гильоше, эмаль по гильошу, гильошированная эмаль


2 комментария: Реставрация эмали в домашних условиях.

  1. admin говорит:

    Реставрация и имитация цветных эмалей
    С. Р. Ефанова
    Как известно, эмаль — это стекловидный сплав кремнозема, глинозема и различных окислов. По составу эмали разделяют на прозрачные и глушеные, они имеют большую цветовую и тоновую градацию. Богатейшая палитра сплавов еще издревле широко применялась различными цивилизациями и народами в декорировании изделий из металлов и продолжается с успехом использоваться по нынешний день.
    Раз эмаль — это стеклянный сплав, значит, она имеет многие качества и свойства стекла, а главное, подвержена таким же процессам разрушения и старения, как стекло. Со временем, под воздействием неблагоприятных условий, эмаль может подвергнуться растрескиванию и расслоению; может начаться иризация и коррозия поверхности; отслоение эмали от металлической поверхности приводит к сколам, выпадению и утратам. Исходя из этого, подход к реставрации различных эмалей должен соответствовать методикам реставрации стекла и фарфора.
    Как правило, эмаль накладывается на металлическую поверхность. Даже если она полностью покрывает металл, не учитывать данное обстоятельство во время реставрации невозможно.
    Когда на реставрацию поступает изделие из металла, декорированное эмалью, то сначала реставрацию проходит сам металл. Многие эмали достаточно химически стойкие и выдерживают воздействие химических реагентов, применяемых в реставрации металлов. Хотя, естественно, в данном случае это воздействие должно выбираться самое щадящее.
    Если в металле требуется убрать деформацию, а эмаль имеет трещины и тенденцию к отслоению, то ее надо обязательно тщательно укрепить путем многократной пропитки полимерами (ПБМА, БМК-5, ПВБ), чтобы как можно больше уберечь эмаль от возможного отслоения. После устранения деформации излишняя концентрация полимера убирается его растворителем. Но это совсем не значит, что любая деформация убирается при укреплении эмали. Как только появляется опасность растрескивания и выпадов, процесс выравнивания деформации прекращается.
    После реставрации металла реставратор приступает к реставрации эмалевого покрытия и подбирает методики согласно состоянию эмали. Очистка от поверхностных загрязнений на эмали практически будет осуществлена еще при очистке металла, если убирались продукты коррозии. Если на первом этапе не было химической обработки поверхности, то загрязнения убираются этиловым спиртом — очищая, обезжиривая и обезвоживая поверхность, подготавливая ее для дальнейшей работы.
    К сожалению, не всегда возможно осветлить трещины эмали, загрязненные и впитавшие в себя продукты коррозии металла. Кислородо- и хлоросодержащие химические реактивы, применяемые в методиках реставрации фарфора (а именно: в осветлении загрязненных сквозных трещин или цека глазури), не пригодны для применения в реставрации эмалей. Эмаль находится в непосредственной близости от металла, который (особенно медь и медные сплавы) вступает в реакцию с этими реактивами, и загрязнение трещин не устраняется, а, наоборот, усиливается. Поэтому после стабилизации процессов коррозии металла очистка трещин уже не производится и далее надо переходить к укрепляющим процессам.
    Любой разрушительный процесс в эмали требует стабилизации и консервации. Образование трещин впоследствии ведет к расслоению и выпадам, утрате не только качеств внешнего вида, но и фрагментов самого экспоната. Поэтому следует тщательно провести обработку эмали укрепляющими составами.
    Очень хорошо себя зарекомендовал укрепляющий состав, разработанный во ВНИИР (г. Москва) — 25 % полиметилфенилсилоксан в толуоле. Он отличается глубоким проникновением, высокой прозрачностью и бесцветностью, высокой светостойкостью, тонкостью образующейся пленки, которую при необходимости можно нарастить и благодаря которой можно имитировать блеск эмали. Коэффициент преломления света полиметилфенилсилоксан имеет практически такой же, как и стекло.
    Полимеры — ПВБ, ПБМА, БМК-5 — также применяют для пропитки и укрепления трещин эмалей. Выбирают их 3—5%-ные пропиточные композиции и разбавители — ксилол, толуол. Если надо пропитывать белую эмаль, следует помнить, что полимеры ПВБ, ПБМА имеют небольшую светостойкость и со временем слегка желтеют.
    Процесс пропитки проводится, как правило, несколько раз, набирая слой или наращивая концентрацию раствора.
    Восстановление выпадов и утрат эмали также эмалью было бы наилучшим способом восстановления экспозиционного вида и целостности памятника. Но, как известно, процесс эмалирования требует термической обработки в пределах от +600 до +900°С. При наличии поврежденного, растрескивающегося слоя старой эмали, наложение новой эмали практически невозможно. Вряд ли профессиональный реставратор возьмет на себя смелость подвергнуть экспонат такой термической обработке. Хотя современная индустрия (особенно западная) позволяет иметь большую палитру эмалей, все же весьма трудно правильно подобрать состав красителей и окислов для точного воспроизведения старых эмалей.
    В таком случае предлагается не восстанавливать, а имитировать эмали, и для этого надо выбирать материал, который не только будет хорошо ее имитировать, но и являться химически нейтральным к металлу, служащему основой для эмали. В данном случае также сохраняется основной принцип реставрации — привнесение в экспонат легко демонтирующихся материалов.
    Глушенные эмали достаточно эффективно можно имитировать мастикой на основе циакрина ЭО с наполнителями из цветных сухих пигментов. Циакрин ЭО — химически нейтрален по отношению к металлам и эмалям, имеет прекрасную адгезионную способность, практически не меняет цвет вводимых пигментов. Мастиковочная масса на основе циакрина и цветных пигментов (стружка цветных пастелей) — безусадочна, после быстрого высыхания прекрасно обрабатывается скальпелем и наждачной бумагой. При составлении колера мастики надо только не забывать, что чем больше в пигменте находится щелочесодержащего вещества, тем быстрее происходит отвердение при замесе на циакрине, поэтому иногда в состав надо вводить гальманин (медицинскую присыпку), который содержит небольшой процент кислоты, способствующий замедлению процесса отвердения.
    Блеск эмалей прекрасно имитируют лаковые покрытия, в качестве которых можно применять: кремнийорганические лаки — МСН-7, КО различных марок, Полисил; полимерные лаки — ПВБ-лаковый, PARALOID и т. д. Варьируя концентрацию лаковых растворов, можно добиться имитации в диапазоне от матовых до глянцевых поверхностей. Лаковое покрытие служит не только для имитации блеска, но и консервационно-защитным слоем.
    Выбирая лак в качестве связующего, можно достаточно эффективно имитировать прозрачные эмали. В данном случае прекрасной основой является Полисил. Если брать его 25%-ный и более раствор в ксилоле с добавлением красящих пигментов, то получается состав, который при высыхании достаточно точно соответствует выдвигаемым требованиям. Как правило, такую композицию надо наносить несколько раз для достижения нужной толщины слоя.
    Не менее эффективным материалом для имитации эмалей с блестящей поверхностью является двухкомпонентный акриловый лак немецкой фирмы MAX MAYER. Этот лак разработан для покрытия автомобильных поверхностей, поэтому химически нейтрален к металлу, устойчив к воздействию света, влаги и тепла. При введении в него цветных пигментов лак прекрасно имитирует многие типы эмалей.
    Имитирующие эмаль мастики и лаковые композиции не только восстанавливают утраченный экспозиционный вид у музейных экспонатов, но и являются защитным слоем, который предотвращает дальнейшее разрушение металлической основы.

  2. Владимир говорит:

    Согласен по акриловым лакам полностью. Как наполнитель использую натертый графит от цветных карандашей для мелких изъянов эмали на подстаканниках. Удачи. Влад.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha