Фарфоровая пластика 20-х Кузнецов и Данько. Агитфарфор.

В 1918 году в декабре В. В. Кузнецов делает своего известного “Красногвардейца”, фарфоровую фигурку, и таким образом возрождает подзабытую отрасль художественного фарфора – фарфоровую пластику. Именно фигурки из фарфора – живые скульптурные картинки действительности – национальная форма русского искусства.

фарфоровая кружка молоко по модели Данько ЛФЗ

фарфоровая кружка "Молоко" поздний повтор по мод. Данько ЛФЗ

Но со второй половины XIX века на многие годы воцарился разлад между фарфоровой скульптурой и жизнью. Пластика ушла в сферу сентиментализма, много подражали, в том числе датской школе фарфора и немецким мастерам.
Подхватила и развила советский агитационный пластический фарфор, Н. Я. Данько, ученица Кузнецова. Уже ранние её работы – брошки, трубки, кулоны – показывают, что мастер замечательно владеет формой, что отлично чувствует соотношения декоративность / жизнь. Её сестра – Елена Данько, расписывавшая работы сестры Натальи, также была выдающимся художником – отлично чувствовала цвет и молочность фарфора и умело играла с ними. Пример соавторства сестёр Данько заставляет убедится и в том, что специфика жанра допускает известные вольности пластики в интересах декоративной выразительности, существенную роль в которой играет живопись.
В историю советского агитационного фарфора Наталья Данько вошла как один из самых замечательных скульпторов. За двадцать пять лет творческой работы она создала более трёхсот фигур и композиций тематической скульптуры – жанровой, сатирической, портретной и декоративной, не считая вариантов, повторений и произведений, выполненных в бронзе, терракоте, воске и фаянсе. Также Наталья одной из первых советских скульпторов применила фарфор в архитектуре . В 1936-37 годах она выполнила 14 барельефов на тему “танцы народов СССР” для станции метро “Площадь Свердлова”. В 1937 году под её руководством бригада скульпторов и художников ЛФЗ исполнила фарфоровые барельефы для речного Химкинского вокзала в Москве.

Шкатулка масленка сахарница Широкая масленица по модели Данько лфз

Шкатулка - масленка "Широкая масленица", поздний повтор по мод. Данько ЛФЗ

Тем не менее, переход от хрупких форм ИФЗ к новой тематике, вызванной Октябрьской революцией дался Наталье нелегко. Своеобразным направляющим толчком стал официальный государственный заказ на уже упоминавшиеся “бюсты великим людям в области революции”. Вслед за своим учителем, автором “Красноармейца” – В. Кузнецовым, исполнившим бюст Карла Маркса, Данько вылепила бюст великого русского просветителя – Николая Новикова и небольшой восьмиугольный пласт с барельефными изображениями казнённых декабристов. Однако оба этих произведения не являются этапными для Данько – в них чувствуется несмелость и влияние стиля Кузнецова.
После “Красноармейца”, воспринимавшегося многими современниками как символ молодого государства, Наталья Данько создаёт своего знаменитого “Партизана в походе” (1919) и помещает на подставке фигуры цитату из любимого Александра Блока: “Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!”. В след за “Партизаном” появляются “Речь” (1919), “Вышивающая знамя” (1919), “Милиционерка” (1920), “Матрос со знаменем” (1921), шахматы “Красные и белые” (1922), Анна Ахматова (1924) и другие работы. Надо сказать, что Н. Данько всю жизнь проработала на своём заводе, оставив после себя огромное творческое наследие, существенно расширив рамки отведённые советскому фарфору.
Занималась Данько и ленинской темой. В 20х годах она создала чернильницу с бюстом вождя, а Елена Данько активно расписывала тарелки с самым известным портретом Ленина – работы Н. Альтмана, который использовали практически все фарфорщики ГФЗ. Этот же портрет многократно воспроизводился на многих бокалах, кубках, чашках, на протяжении едва ли не целого десятилетия: например на чашке с росписью М. Адамовича, получившей название “Ленин с красной звездой”, а также в росписях З. Кобылецкой, В. Бейдуката, И. Назарова и других.(с)

материал взят из дипломной работы Борисова, если он согласится на интервью для моего блога, буду очень благодарна )))

Рекомендую почитать популярные разделы:

Агитфарфор – Советский фарфор – Чехонин Данько Голлербах. Государственный фарфоровый завод (ГФЗ) и художники

Отличие фарфора от фаянса

Дорогой и дешевый старинный фарфор

Советский фарфор. Фарфоровые клейма.
Конаково – конаковский фаянсовый завод – фото клейм, каталог статуэток, марки и подписи скульпторов и художников.

Как отличить деколь от ручной росписи

Кузнецовский фарфор. Клейма фарфоровых заводов Кузнецова. Масленки.

Старая Гжель статуэтки – клейма завода – каталог статуэток.

Советский фарфор. Фарфоровые клейма и каталог Гжель, ЛФЗ, Корниловых, ИФЗ и др.

Ф. Емельяновъ и Скачковъ въ Морье. Фарфоровый завод Ф. Емельянова – клейма, марки, каталог. Фаянс Поскочина.

Дулевский фарфоровый завод – клейма, марки и монограммы художников Дулево – каталог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha