Русская портретная миниатюра.

Завораживающие миниатюрные портреты на эмали – маленькие, часто не превышающие 6 – 10 см в диаметре, переливающиеся всеми цветами радуги подобно драгоценным камням, изображения, созданные великими мастерами более 250 лет назад.

Появление в России на рубеже XVII-XVIII веков миниатюр, историки связывают, конечно, с именем Петра I, которому в 1698 году в Англии представили известного миниатюриста Шарля Буата. Русского царя маленькие портреты привлекли удивительной тонкостью исполнения, точной схожестью с оригиналом, чистотой и прозрачностью красок.

Вернувшись на Родину, Петр I приказал мастерам Оружейной палаты овладеть неизвестным в России ремеслом. Царское волеизъявление могло остаться всего лишь волей, если бы не было на Руси искусных мастеров финифтяного дела (так называли тогда эмаль), в течение нескольких столетий славившихся изделиями прикладного характера – кубками, чашами, ларцами, окладами церковных книг, украшенных эмалью.

Большой подготовки требовало создание миниатюр на эмали, серьезных знаний свойств различных красок и их изменений при обжиге. Малейшее отклонение от строгой последовательности в работе (напомню, что эмалевые краски до обжига имеют совершенно иные цвета), минутная передержка в процессе обжига могли привести к безнадежной порче миниатюры.

 русская портретная миниатюра эмаль потемкин

Какие еще особенности эмалевых красок сильно осложняли исполнение миниатюрных портретов? Основной состав финифти – белый или серый стекловидный сплав в виде порошка, так называемый плавень (пережженные олово и свинец в смеси с толченым стеклом и частями поташа, натрия, серы), в который затем добавлялись окиси металлов, дававшие тот или иной цвет. Например, при добавлении золота получали оттенки розового, карминного, фиолетового, добавление окиси меди – давало сине-зеленые или бирюзовые тона, а окиси олова – белые или желтоватые.

В древности мастера сами готовили сплавы и тщательно хранили секрет их производства. В XVII столетии можно было купить готовые краски в брусочках или небольших пластинах. Они тщательно растирались в специальной ступке, обычно агатовой, смешивались водой или скипидаром до получения густой массы – только тогда краску можно было считать готовой.

Немало времени отнимало и требовало большой сноровки приготовление пластинки, на которой писался портрет. Обычно она была медная, реже золотая. На нее с двух сторон наносилась в несколько слоев одноцветная эмаль, после чего шел обжиг при температуре до 750 C. Затем на выпуклой поверхности мастер тонкими кисточками наносил изображение – либо мелкими мазками, либо точечными касаниями кисти. Пока не высыхала одна краска, нельзя было наносить другую. Обжигать можно только просушенные краски. После первого обжига изображение покрывали новыми красками, исправляли или подновляли те места, которые выгорали или казались недостаточно яркими, накладывали тени и опять обжигали. И так несколько раз, пока краски не получали нужные глянец, яркость и блеск. Малейшая передержка в печи могла привести не только к нежелательному изменению цвета, но и к тому, что очень капризная эмаль могла дать трещину.

Первыми крупными мастерами, чьи миниатюры счастливо дошли до наших дней, были Г. Мусикийский и А. Овсов. Оба миниатюриста Петровского времени по праву считаются основоположниками русской миниатюры на эмали. Они утвердили ее как самостоятельный художественный жанр.

портреты миниатюрные

русские миниатюрные портреты

Григорий Семенович Мусикийский (1670 или 1671 – после 1739) – русский художник, один из основоположников русской миниатюры на эмали. Работал в Москве, “живописец Оружейной палаты”, с 1711 – в Петербурге, “финифтяных дел мастер” Оружейной канцелярии, с 1720 – при Берг- и Мануфактур-коллегиях.
Работы Мусикийского хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее, Государственном историческом музее, музее Патек Филипп, Женева.

Первоначально мастера изготовляли только царские портреты, но в подражение царю, миниатюры стали заказывать и ближайшие его сподвижники. Первым среди них был “светлейший князь” А. Меншиков.

Появление первых миниатюр на кости (быстрой и дешевой миниатюрной техники) в России с 1840-х годов конечно связано с потребность иметь при себе портрет близкого человека.

Основой для них служили костяные пластинки (реже картон или пергамент), очень тонкие – от 1 до 0,3 мм – и оттого полупрозрачные, тепло-желтоватого оттенка. Акварельные краски наносились тончайшей кисточкой с добавлением гуаши, иногда по едва заметному карандашному контуру.

Кропотливая, ювелирная работа требовала безупречного мастерства. Чтобы усилить сияние красок и теплоту их тона, под обратную сторону пластинок иногда подкладывали золотую или серебряную фольгу. Для придания краскам большей плотности, сочности, глянца в воду рекомендовалось добавлять различные фруктовые или растительные отвары. Существовали специальные виды кистей и способы грунтовки дощечек.

портретная миниатюра кость акварель

миниатюрный портрет

Но в отличие от металлических пластинок – костяные легко ломались, коробились от тепла и влаги, нестойкие краски осыпались и выгорали на свету. Законченный вид миниатюра на кости приобретала только после того, как вставлялась в металлическую рамку с выпуклым, не касающимся красочного слоя стеклом.

Миниатюры, крепко вошедшие в моду, носили в виде брошей, вставляли в браслеты и кольца, в крышки табакерок. Но чаще всего, обрамленные рамкой, они украшали стены кабинетов и гостиных дворянских особняков, стояли на туалетных столиках, бюро, каминах. Расцвет в России искусства классического миниатюрного портрета приходится на 1800-ые годы.

Своеобразное очарование портретных миниатюр наряду с дешевизной и быстротой исполнения способствовали их большой популярности. Особенно широко распространены они были в течение первых десятилетий XIX века, вплоть до появления фотографии. Даже первые фотографии небольшого, “визитного” размера первоначально раскрашивали, чтобы они напоминали миниатюру.

Михаил Михайлович Зацепин (1786 – после 1847) – знаковый художник-миниатюрист того времени, представитель плеяды талантливых крепостных художников. Нам известно только, что происходил он из крепостных графов Шереметевых, а в 1818 получил вольную. Учился у живописца Н. Аргунова. Наиболее поздняя из его известных миниатюр датирована 1847. Работы хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном историческом музее.

Мода на украшения изделий из фарфора, фаянса, стекла, дерева миниатюрными росписями оставила нам в наследие замечательные образцы. Вглядываясь в небольшие, мастерски исполненные портреты, мы с благодарностью вспоминаем имена их создателей.

А ювелирные изделия, декорированная мебель, предметы быта с вставками из миниатюрных росписей – всегда желанные и искомые предметы для любого коллекционера.

Обязательно посмотрите обзор выставки “Портретная миниатюра в России. Конец XVII-середина XIX вв.”


Нравится

Запись опубликована в рубрике Что такое настоящий Антиквариат? с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*


*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Перед отправкой формы:
Human test by Not Captcha